Москва. Собрание русской живописи. Великие полотна

Москва. Собрание русской живописи. Великие полотна

  • Производитель: Vippodarki
  • Код товара: 41507-58
  • На складе
  • год издания  2014ISBN  9785779343893Альбом, посвящен Москве – сердцу нашей родины. В нем собраны живописные виды древне..

 

100% гарантия на продаваемый товар

Быстрая доставка по всей стране



год издания  2014
ISBN  9785779343893


Альбом, посвящен Москве – сердцу нашей родины. В нем собраны живописные виды древнего города от XVII века до начала XX века. Известные и малоизвестные художники изображали Москву, как в период ее исторического расцвета, так и во времена, когда она перестала быть столицей Российского государства. На картинах художники отобразили не только всем знакомые городские пейзажи, сохранившиеся до наших дней, но и уникальные, ныне утраченные архитектурные ансамбли. Запечатлевали Москву, как русские художники, так и иностранные мастера. Представленные фрагменты картин дают уникальную возможность детально рассмотреть живописные полотна. Большие красивые репродукции сопровождают литературные описания Москвы из известных произведений М. Пыляева, М. Загоскина, М. Лермонтова, Н. Карамзина, В. Гиляровского и других. 
Альбом будет интересен и исследователям русской старины, и истинным почитателям города Москвы.






Предисловие




Первоначальная, деревянная Москва множество раз сгорала дотла – и быстро отстраивалась на пепелищах. Из столетия в столетие облик Москвы ускользает даже от самих горожан. На памяти любого поколения москвичей город исчезал в пламени по нескольку раз либо во время вражеских нашествий, либо по неосторожности его жителей. В огне пожаров, вероятно, гибли и рукописи, повествующие о судьбах Москвы, надо полагать, украшенные рисунками – городскими видами.



Первые дошедшие до нас изображения великого города относятся к XVI веку. Грандиозный книжный памятник времен Ивана Грозного, Лицевой летописный свод, рассказ о судьбах мира с момента его сотворения, среди шестнадцати тысяч своих миниатюр содержит множество акварелей с видами Москвы. Авторы Свода проводят мысль об особой роли третьего Рима – Москвы, во всемирной истории. Но, как и постройки первого и второго Рима на Тибре и на берегах Босфора, московские стены и соборы – то деревянные, то каменные – нарисованы здесь одинаково условно. Так как никакой другой манеры, кроме условносимволической, русская живопись тогда не знала.



На закате Московского царства иконописец Симон Ушаков пишет икону Богоматерь Владимирская. Древо государства Московского. На иконе собиратель земель русских московский князь Иван Калита и митрополит Петр он перенес кафедру митрополита из Владимира в Москву поливают пышно разросшееся родословное древо московских государей. Оба державных мужа возвышаются на фоне Успенского собора над видимой со стороны Красной площади частью крепостной стены Московского Кремля. За действом наблюдают царь Алексей Михайлович и царица Мария Ильинична с малолетними царевичами Алексеем и Федором. Архитектурный пейзаж на иконе условен Кремль очищен от многочисленных палат и храмов, а Успенский собор, чей фасад в действительности смотрит на Москвуреку, развернут на Красную площадь.



Других изобразителей Москвы, кроме иконописцев и миниатюристовиллюстраторов летописей, на Руси не было.



Среди их современников, редких путешественников, побывавших в Московии, лишь немногие оставляли записки о путевых впечатлениях, а еще более редкие – делали зарисовки экзотической восточной окраины Европы. Предметами зарисовок становились сценки диковинного быта и виды русских городов, в первую очередь – Москвы. В числе заморских гостей был, например, немец Адам Олеарий, автор книги Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно, опубликованной в Шлезвиге в 1647 году. К ней прилагался альбом документальных рисунков, где, помимо прочего, были представлены картинки московской жизни, исполненные с бесстрастным любопытством стороннего наблюдателя.



Заезжим иностранцам принадлежат также подробные – самые первые – карты и планы древней Москвы, словно увиденной с высоты птичьего полета. Их военное значение давно свелось к нулю, и мы рассматриваем ныне эти старинные листы как памятники истории и графического искусства.



Среди многочисленных иностранных специалистов, призванных Петром I на русскую службу, были опытные рисовальщики и граверы. Царь, озабоченный тем, как воспринимается за рубежом реформируемая им Россия, поручал Пикарту, Бликланду и другим офортистам работу над пропагандистскими гравюрами – в том числе над панорамными видами строящегося Петербурга и готовой к отражению шведского вторжения Москвы. Как и Петербург, петровская Москва – это место, где празднуются триумфы русского оружия Московский Кремль царским повелением укреплен и превращен в крепость, неприступную для войск беспокойного Карла XII.



В задачу иностранным художникам и в эпоху Петра, и при его преемниках ставилась также подготовка русских живописцев европейского уровня. Так, итальянский декоратор Джузеппе Валериани обучил своему ремеслу Михаила Ивановича Махаева 1716–1770. Мастер гравировальноландкартного дела, Махаев стал одним из первых русских пейзажистов, автором, в том числе и московских видов, уверенно исполненных в западной манере.



На протяжении XVIII века Москву рисуют преимущественно иностранцы – Петербургская академия художеств, открытая в 1763 году, в первые десятилетия своего существования, при малом числе и студентов, и преподавателей, даже не имеет класса пейзажной живописи. Одним из блистательных исключений стал великий зодчий Матвей Федорович Казаков, создатель не только здания Сената в Московском Кремле, Петровского дворца и ряда московских особняков и церквей, но и серии рисунков с памятниками московской старины. Однако судить о внешнем облике Москвы в век Екатерины II приходится ныне в основном по куда более многочисленным сентиментальноромантическим листам и картинам приезжих – Жерара Делабарта, Франческо Кампорези или Джакомо Кваренги, итальянского архитектора на русской службе, равного Михаилу Казакову по масштабу дарования.



О фантастическом зрелище Москвы накануне наполеоновского нашествия и пожара, дают представление великолепные, напоенные ласковым солнцем, умиротворенные, при всем их многолюдстве, городские пейзажи академика Федора Яковлевича Алексеева 1753–1824, направленного Павлом I для снятия видов в древнюю столицу.



В очередной раз восставшую, словно Феникс из пепла, послепожарную Москву 1820х годов XIX века рисуют и пишут гораздо чаще, чем во все предыдущие века – к этому времени Россия уже обладает собственной, в том числе и пейзажной художественной школой, стоящей вровень с европейскими школами. В московских картинах ведущих русских пейзажистов второй четверти XIX столетия, как, например, в полотнах Максима Воробьева или братьев Чернецовых, взволнованность и благоговение перед памятниками столицы сочетаются с западной, воистину фотографической отчетливостью изображения. Впрочем, обойтись без поддержки иностранцев тем, кто занят оптовыми поставками видов Москвы на зарубежный и отечественный рынок, не удается. Интерес к русской истории, к ее московскому периоду, среди образованных классов империи велик как никогда. Огромным спросом среди так называемого простого народа пользуются изображения московских святынь – соборов и монастырей. Европа жаждет увидеть таинственную душу России – древнюю резиденцию царей, сердце загадочного северного исполина. Соответственно, для создания нескольких серий литографий с московскими пейзажами оборотистые издатели Фельтен и Дациаро на рубеже 1840–1850х годов привлекают группу русских и иностранных художников – Бенуа, Вивиена, Арну, Шарлеманя, Индейцева, Дитца и других. Свыше ста листов, изготовленных ими за короткое время, печатаются огромными по тем временам тиражами и, продаваясь за недорого, расходятся по всей стране и за рубежом.



Еще одно радикальное изменение своего облика Москва переживает в эпоху Великих реформ Александра II. Город перестраивается – над его панорамой главенствует сияющая свежей белизной громада еще не освященного его освятят в 1883 году храма Христа Спасителя. Каменные, с вкраплениями железных конструкций, торговые ряды со стеклянными потолками, окраинные краснокирпичные фабрики с дымными трубами, рабочие казармы и ночлежные дома – все это знаки новой, буржуазной Москвы. Живопись современников отражает эти перемены.



Рубеж XIX–XX веков ознаменован очередной волной московских сносов и застроек миллионный город с его купеческими особняками и общественными зданиями в стиле модерн, а также с небоскребами, как их всерьез называли тогда москвичи, – многоэтажными, в шестьсемьвосемь и более этажей, доходными домами – стремится обрести стандартные черты западноевропейской столицы. Пейзажисты, очевидцы перемен, пишут и это современное, и – как, например, Аполлинарий Васнецов, – с ностальгией воссозданные им на основе археологических изысканий виды деревянной и белокаменной столицы Московского царства.



Последний – ХХ век в этом он мало отличается от предыдущих эпох уничтожил колоссальную часть исторической Москвы, и ни один из видов великого города не существует больше в том виде, в каком он представлен в этом альбоме – многие из них не существуют вообще. Над картинами, расположенными здесь, насколько это было возможно, в порядке очередности их создания, работали неравноценные мастера. Но и признанных гениев, и безымянных дилетантов роднит любовь к главному городу России. Художникам на страницах альбома вторят их современникиписатели или знатоки старой Москвы. Литературные параллели, будь то фрагменты из произведений великих мастеров слова, а также пейзажные зарисовки из давно забытых беллетристических сочинений, документально точные свидетельства мемуаристов и голоса историков позволяют увидеть московские картины в новом, часто неожиданном свете.






Живопись



Айвазовский, Иван Константинович. Вид на Москву с Воробьевых гор. 1848
Алексеев, Федор Яковлевич. Вид Московского Кремля и Каменного моста. 1815
Храм Василия Блаженного Покровский собор
Соборная площадь в Московском Кремле. 1800е
Боярская площадка, или Постельное крыльцо и храм Спаса за Золотой решеткой в Московском Кремле. 1801
Вид от Лубянки на Владимирские ворота или Вид церкви Гребневской Богоматери и Владимирских Никольских ворот Китайгорода. 1811
Площадь перед Успенским собором в Московском Кремле
Вид на Страстную площадь в Москве Триумфальные ворота, церковь Дмитрия Солунского и дом Козицкой. 1800е
Ивановская площадь в Кремле. Вид на колокольню Ивана Великого. 1800е
Алевизов ров на Красной площади. 1800е
Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинский мост от Тверской улицы в Москве. 1811
Красная площадь в Москве. 1801
Арну, ЖанБатист. Вид Спасской башни и Вознесенского монастыря. 1845–1850
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке. 1845–1850
Вид Красной площади. 1845–1850
Вид соборов Кремля. 1845–1850
Вид Сухаревой башни. 1845–1850
Вид Красных ворот в Москве. 1840е
Астрахов, Василий Егорович. Обжорный ряд у Китайгородской стены в Москве. 1856
Боголюбов, Алексей Петрович. Вид Москвы с Бабьего городка. 1880е
Вид храма Христа Спасителя с Пречистенки в Москве. 1880
Вид Москвы
Бодри, КарлФридрих Петрович. Вид в Кремле. 1850
Москва. Кривоколенный переулок. 1843
Ивановская площадь в Москве
Застава у въезда в город. 1849
Крестный ход у Благовещенского собора в Московском Кремле. 1860
Вид села Измайлово. 1830
Брюин, Корнелий де. Панорама Москвы. 1702
Васнецов, Аполлинарий Михайлович. В Московском Кремле. 1885
Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века. 1922
Строительство деревянных стен Кремля. XII век
Основание Москвы. Постройка первых стен Москвы Юрием Долгоруким в 1156 году. 1917
Московский Кремль при Иване Калите. 1921
Лубяной торг на Трубе в XVII веке. 1926
Движение пешеходов и экипажей на Воскресенском мосту в XVIII веке. 1926
Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке.
Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век. 1903
Московский Кремль при Иване III. 1921
На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века. 1900
Московский Кремль. 1897
Спасские Водяные ворота Китайгорода в XVII веке. 1922
Крытый Воскресенский мост в конце XVI века. 1921
Оборона города. 1852
Мясницкие ворота. Уличное движение в XVII веке. 1926
Старая Москва. Конец XVII века. 1900
Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века. 1913
Красная площадь во второй половине XVII века. 1925
Книжные лавки на Спасском мосту в XVIII веке. 1916
Старая Москва. Улица в Китайгороде начала XVII века. 1900
Семиверховая угловая башня Белого города. XVII век. 1924
Симонов монастырь. Облака и золотые купола. 1927
Дворцовый мост XVIII века через реку Яузу. Лефортово. 1920е
Новодевичий монастырь. Башни. 1926
Дом бывшего Археологического общества на Берсеневской набережной. 1923
Троицкая церковь на Берсеневке. 1922
Верещагин, Петр Петрович. Толкучий рынок в Москве. 1868
Москва. Каменный мост. 1883
Вид Московского Кремля. 1879
Виноградов, Сергей Арсеньевич
Весна. Церковь Воскресения в Кадашах. 1920
Московская улочка
Московский Кремль
Воробьев, Максим Никифорович. Вид на Кремль и Воспитательный дом от Устьинского моста. 1818
Вид Кремля со стороны Каменного моста. 1819
Вид Манежа, Кутафьей башни и церкви Николы в Сапожках. 1817
Гампельн, Карл Карлович. Закладка Москворецкого моста в Москве. 1830
Гертнер, Эдуард. Ивановская площадь Московского Кремля. 1839
Церковь Святой Екатерины Вознесенского монастыря
Гильфердинг, Фридрих Федор. Вид части Красной площади в сторону Покровского собора, Спасских ворот Кремля и пушечного шатра. 1787
Москва. Красная площадь. 1781
Гриценко, Николай Николаевич. Московский Кремль. Иллюминация. 1896
Вид на Москву с колокольни Ивана Великого. 1896
Делабарт, Жерар. Вид Моховой и дома П. Пашкова в Москве. 1790е
Вид на Москву с балкона Кремлевского дворца в сторону Москворецкого моста. 1797
Вид на Москву с балкона Кремлевского дворца в сторону Каменного моста. 1798
Ледяные горы в Москве на Неглинной улице во время Масленой недели. 1795
Вид от Ивановской площади в Кремле на Архиерейский дом, Спасскую башню и церковь Николая Гостунского. 1795
Вид на Кремль от Каменного моста. 1794
Подновинское предместье в Москве во время народного гулянья. 1795
Вид Серебрянических бань в Москве. 1796
Деруа. Церковь Святого Николая на Ильинке. С оригинала Ф. Дица. Середина XIX века
Жакотте, Жан. Петровская площадь в Москве. Середина XIX века
Александровский сад. Фрагмент. Конец 1840х
Театральная площадь в Москве
Каменев, Лев Львович. Туман. Красный пруд в Москве осенью. 1871
Кампорези, Франц Иванович. Москва. Вид на Кремль от набережной Москвыреки. 1789
Москва. Андроньевский монастырь. 1789
Москва. Вид на заставу. 1789
Карташев Д. Ивановский монастырь. Вид от церкви святого Владимира в Старых садах. 1854
Клагес, Федор Андреевич. Чудов дворец в Кремле. 1840е
Кваренги, Джакомо. Покровский собор и Спасская башня в Москве. 1797
Коровин, Константин Алексеевич. Москворецкий мост
Старая Москва
Кустодиев, Борис Михайлович. Вербный торг у Спасских ворот. 1917
Левитан, Исаак Ильич. Осенний день. Сокольники. 1879
Маковский, Владимир Егорович. Ночлежный дом. 1889
На бульваре. 1886–1887
В полдень. Толкучий рынок в Москве. 1879
Маковский, Николай Егорович. Вид церкви села Дьякова в Коломенском близ Москвы. 1872
У Крутицкого терема в Москве. 1880е
Замоскворечье. 1873
Мешков, Василий Николаевич. Кремль. 1918
Моисеев, Петр Иванович. Ильинские ворота в Москве
Мокрицкий, Аполлон Николаевич. Вечерняя Москва. 1856
Молчанов, Григорий Дмитриевич. Голландский домик в усадьбе Кусково. 1770–1780
Общий вид регулярного парка в Кускове в перспективе от главного дома. 1770е
Мюллер, Анри Шарль. Москва. Вид Иверских ворот. 1845–1850
Императорский почтампт. 1850е
Неврев, Николай Васильевич. Гончары. Вид с Москвыреки на Гончарную набережную и Гончарные переулки. 1889
Неизвестный художник. Санные гонки в Петровском парке. 1830–1840е
Вид на Новодевичий монастырь
Вид в районе Волхонки и Пречистенского бульвара у церкви Ржевской Богоматери. Середина XIX века
Вид Синодальной типографии на Никольской улице. 1850е
Улица Варварка. 1830–1840е
Вид на Кремль со стороны Болотной площади. Середина XIX века 74–75
Церковь Всех святых на Единоверческом кладбище. 1840е
Московский дворик близ Волхонки. Конец 1830х
Отъезд в Тулу. 1850
Гуляние в Сокольниках на 1 мая 1840 года
Троицын день в Красном селе близ Москвы. 1840е
Гуляние в Останкине на Троицу. Первая половина XIX века
Гуляние в селе Алексеевском близ Москвы. Середина XIX века
Московская пожарная команда на Пречистенке. Середина XIX века
Красная площадь 20х годов XIX века в Москве.1830е
Пелеплетчиков, Василий Васильевич. Вид Москвы. 1909
Перов, Василий Григорьевич. Тройка. Ученики мастеровые везут воду. 1866
Последний кабак у заставы. 1868
Подключников, Николай Иванович. Вид на Кремль со стороны набережной. Первая половина XIX века
Вид церкви
Вид усадьбы Останкино. 1833
Вид усадьбы Кусково. 1839
Поленов, Василий Дмитриевич. Московский дворик. 1878
Попов, Александр Павлович. Москва. Берег Яузы. 1860
Рабус, Карл Иванович. Храм Василия Блаженного. Весна. 1830–1840
Симонов монастырь в Москве
Терем царя Алексея Михайловича. 1830–1840
Вид Москвы времен Петра. 1846
Спасские ворота в Москве при лунном свете. 1854
Раух, Иоганн Непомук. Вид Москвы с Воробьевых гор. Первая половина XIX века
Москва. Вид Кремля от Каменного моста. 1830е
Саврасов, Алексей Кондратьевич. Сухарева башня. 1871
Вид на Московский Кремль. Весна. 1873
Соборная площадь в Московском Кремле ночью. 1876
Вид на Кремль в ненастную погоду. Фрагмент. 1851
Пейзаж в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами. 1850е
Вид на Москву от Мазилова. 1861
Светославский, Сергей Иванович. Москворецкий мост
Из окна Московского училища живописи. 1878
Сорокин, Евграф Семенович. Развал. 1852
Суриков, Василий Иванович. Зубовский бульвар зимой. 1885–1887
Зима в Москве. 1884–1887
Вид на Кремль зимой. 1913
Ушаков, Симон. Богоматерь Владимирская. Древо Государства Московского. 1668
Чернецов, Григорий Григорьевич. Парад в Кремле в 1839 году. 1841
Шварц, Густав. Иллюминация Воскресенских ворот и Кремля. 1856
Шухвостов, Степан Михайлович. Вид Кремлевского дворца
Москва. Рождественский бульвар
Вид на Красную площадь. 1855
Первое упоминание о Москве. Пир Юрия Долгорукого и черниговского князя Святослава Олеговича в Москве.Летописная миниатюра
Улица Москвы. XVII век. Гравюра из книги А. Олеария Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно
Вид Кремля из Замоскворечья. 1766. Гравюра по рисунку М. Махаева
Церковь у белой стены в Кремле. XVII век Гравюра из книги А. Олеария Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно

VIP подарки Подарочные книги о России являются отличным подарком на новый год. Выбирая из категории Подарочные книги обратите внимание на тематику подарка. Продумайте, как и когда Вы будете вручать его. Посоветуйтесь с нашими консультантами по поводу упаковки и сопутствующих товаров (подарочные надписи, шильды и т.д.) Опыт работы наших сотрудников более 10 лет, и поверьте, нам есть чем удивить и порадовать Вашего юбиляра! Москва. Собрание русской живописи. Великие полотна можно купить с бесплатной доставкой по Москве. Телефон для быстрого заказа +7(495) 726-92-59
Артикул N20507089003
Вес  2,04
Кол-во страниц  240
Серия Великие полотна
Подарочной книги
Автор Романовский А. С.
Написать отзыв
Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст!
Я прочитал Условия соглашения и согласен с условиями


Теги: Подарочные книги о России