100% гарантия на продаваемый товар
Быстрая доставка по всей стране
Русское изобразительное искусство во второй половине XIX века находилось на удивительном по мощи подъеме, обусловленном появлением в российском обществе глубокого интереса к истории страны, к жизни народа и человека, к родной природе. Деятельность многих отечественных представителей культуры и искусства стала своего рода реакцией на это пробуждение. Национальное реалистическое искусство являет в те времена десятки шедевров в историческом, портретном, бытовом жанрах живописи.
Творчество Ивана Ивановича Шишкина – уникальное явление в русской пейзажной живописи. Родившийся в небогатой купеческой семье в городке Елабуге тогда Вятской губернии Иван Шишкин не стал продолжателем семейной традиции, ибо был наделен выдающимся талантом к художеству, уникальными способностями воспринимать конкретные воплощения природы, передавать в своих работах их ширь, величие и в то же время мельчайшие детали этих воплощений.
Учился будущий великий пейзажист в Московском училище живописи, ваяния и зодчества 1852–1856. Продолжил художественное образование в Императорской Академии художеств в СанктПетербурге 1856–1860 под руководством профессора С.М. Воробьева. Два вида острова Валаама, что на Ладожском озере, принесли выпускнику Академии Ивану Шишкину большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку в Европу. Однако молодой художник не торопился отправиться за границу. Лето 1861 года он провел на малой родине – в Елабуге, где много работал на натуре, выполняя интересные зарисовки и этюды. В 1862 году Иван Шишкин отправляется на стажировку в Европу. Однако едет он не в Италию, куда лежал путь большинства выпускниковпенсионеров Академии, а в Германию, где, как посчитал сам художник, пейзажная школа более соответствует его наклонностям. Виды же Италии, по признанию Шишкина, были для него больно уж сладкими.
Изрядно поработав в Мюнхене, Цюрихе Швейцария и Дюссельдорфе, художник сделал вывод Мы по невинной скромности себя упрекаем, что писать не умеем или пишем грубо, безвкусно и не так, как за границей, но, право, сколько мы видели здесь и в Берлине, – у нас гораздо лучше. Черствее и безвкуснее живописи здесь на постоянной выставке я ничего не видел До сих пор из всего, что я видел за границей, ничего меня не довело до ошеломления, как я ожидал, а, напротив, – я стал в себе уверен. Видимо, с этим чувством молодой мастер пейзажа до окончания срока пенсионерства приезжает в 1865 году изза границы в Петербург. В столице его ждал приятный сюрприз – за одну из присланных из зарубежной поездки картин Вид в окрестностях Дюссельдорфа И.И. Шишкину присваивают звание академика. Художник полностью отдает себя творчеству, работе. Как писал ведущий отечественный критик того времени В.В. Стасов Шишкин взял себе в удел, по возвращении на родину, русский лес, с любовью изучил его и много раз передавал в бесчисленных картинах и этюдах, с великим мастерством и живописностью. Как активная личность Иван Иванович живо участвует в общественной жизни. В 1870 году вместе с другими ведущими русскими мастерами он становится членомучредителем Товарищества передвижных художественных выставок, благодаря деятельности которого десятки тысяч россиян смогли познакомиться с русским реалистическим искусством последних десятилетий XIX столетия. Великий пейзажист – постоянный участник выставок художниковпередвижников. В 1870е и последующие годы И.И. Шишкин создает свои лучшие произведения. С 1873 года он профессор Академии художеств. В 1893м был избран действительным членом академии, в 1894–1895 годах руководил пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств.
Современники вспоминали, что в жизни Иван Иванович Шишкин казался сродни многим своим персонажам из мира деревьев могучим дубам – с картин Среди долины ровныя, Дубовая роща либо выдерживающим любой напор природы соснам – с полотен Рожь, Сосна. Мерикюль, Корабельная роща. Был художник необычайно сильным, с крепкими мужицкими руками, окладистой бородой. Один из его знакомых описал случай, который произошел с тридцатилетним художником, когда он шлифовал свое мастерство в Германии в одной из пивных Мюнхена немцы стали подтрунивать над русскими и Россией. Шишкин вступился. Началась ссора, окончившаяся сокрушением целой толпы немцев. Дело дошло до суда Суд оправдал Шишкина.
Следует упомянуть о другой стороне неповторимого дара художника, ныне менее известной. Рисунки И.И. Шишкина пером, карандашом и углем всегда вызывали изумление и восхищение профессионалов, любителей и даже его учителей в годы обучения. Шишкинофортист равновелик Шишкинуживописцу. Современники отмечали, что в области офорта с пейзажей в России, да и в Европе едва ли найдутся художники, равные по мастерству И.И. Шишкину.
Умер художник на боевом посту, вскоре после создания в 1898 году знаменитой Корабельной рощи, работая над очередной картиной. И.И. Шишкина относят к мастерам эпического пейзажа, хотя нет в мировой живописи более поэтичного, наполненного широтой чувств, лирикой и романтикой творения, чем его Рожь. Органичное соединение в большинстве работ художника эпического и лирического делает их создателя столь неординарным и неповторимым. Как написал В.В. Стасов после одной из выставок передвижников Шишкин хорош повсегдашнему.
Артикул | N20507175006 |
Вес | 4,00 |
Кол-во страниц | 640 |
Серия | Большая коллекция. Изобразительное искусство |
Подарочной книги | |
Автор | Астахов А. Ю. |
Теги: Искусство и живопись